Банник или домовой из бани

Банник или домовой из бани

Русская баня очень удивляла иностранцев. Например, в семнадцатом столетии дипломатический работник из Англии Джильс Флетчер писал, что славяне очень любят попариться, как жареный поросеночек на огне, а потом кидаться голыми в холодную реку и обливаться ледяной водой. Английского подданногоэта традиция сильно удивляла, но в наше время люди любят таким образом скоротать свой досуг.

Бани можно было поделить на некоторое количество видов. Первый подразумевает баню, которую топят по-белому, ею очень удобно пользоваться.

Самым экзотичным подвидом бани считалась та, которую делали внутри русской печки. Изначально печь топили, а внутри грели водичку. Потом, когда печь достаточно натопилась, из нее убирали золу. Место, которое таким образом освобождалось, стелили внутри соломкой, а разжаренные угольки складывали в уголок.

Люди заходили и осторожненько предавались банным процедурам, не перепачкавшись сажей со стен печи. Скорее всего, из-за такого не самого безопасного способа помыться украинскую баньку называют "лазней".

Очень распространенным подвидом бань считались те, которые топили по-черному, потому что для них нетребовалось огромного количества дровишек. Баньку составляет парная и предбанник, куда люди кладут убранство перед процессом помывки. Дверца была небольшой, с высокиньким порожком, чтобы обжигающий жар не исчезал. В середине парной ставили котел с горячей водой и очаг с разжаренными каменьями, которые придавали жару. Какая-то часть дыма от очага выходила через специальное отверстие, которое делалось в потолке. Копоти было не сильно много, если баню топили так как нужно, к примеру, березовыми дровами. В первую очередь, баню топили, затем она немного настаивалась, потом плескали ковшик воды на раскаленные камни и выпускали пар. После чего люди мылись, но при этом соблюдали все меры безопасности, банник который считался духомстен не обижался.

Банник - заведомо темное существо. Выглядел он плохо, в обличье нагого старичка с длиннющей бородкой, которая уже покрылась плесенью. Он доставлял множество хлопот тем, кто пожаловал на его территорию. Проказник подсовывал под руки парившемуся, который хотел сполоснуться прохладной водичкой, вместо ковшика с холодной водичкой – ковшик с крутым кипяточком. Он толкал и подсаживал на печку человека, что несчастный моющийся получал ожог до самого мяса, а частичка была на печи. Также наводил обморок и, что самое страшное могзапариться до погибели.

Банный домовой, конечно, не всегда представлялся в обличье страшного старикашки. Это была старушка, но очень лохматая и страшная банниха, которую кликали обдерихой, также и потому, что могла подсадить на печь и содрать кожу. Онаприкидывалась также черной кошечкой, от которой ожидали разных несчастий.

Банные духи были существами очень опасными - страшнее, чем домовой. Может, потому, что славянский народ, чье мироздание создавало весь мир населенным всевозможными духами не очень веровали, что грязнота и болезнь, которую люди стараются смыть с себя в баньке, не исчезает. Люди думали, что всю грязь вбирают в себя духи такого места, и потому нрав был очень мерзкий. От бани старались держаться как можно дальше – не посещали ее без крайней надобности.

Баньку строили чаще всего подальше от дома, в дальнем уголке двора, на дальнем отшибе, а если было желание возводили за забором. Такая одна сторона медали. С иной стороны, поход в баньку был принудительным атрибутом, потому что чистота обязана блюстись строго, а кому баньку не нравилось посещать, заслуживал молву плохого человека. Желаешь ты этого или нет, а с банником нужно было каким-то образом договариваться, при этом учитывая все пожелания.

Пожелания были самыми любыми. К примеру, банному домовому не подойдет то местечко, где построена баня. Тогда ему нравилось наводить болезнь на домочадцев, и, как ни боролись, освободиться от болезни человек никак не мог, пока семья не додумывалась перестроить баню. Хворь тогда могла испариться, как по мановению волшебной палочки. Когда баня внезапно горела, то на ее месте строго настрого запрещено было строить какие-то сооружения. Место было проклятым. Здесь новый пожар мог произойти, который попалит постройку, либо мышки будут – вобщем, жизнь там будет отсутствовать.

Банный не любил, когда в баньке выпивают водичку, которая предназначалась для помывки, даже чистейшую. А людей, у которых были нательные крестики на шее, совсем не терпел, поэтому, если человек ходил помыться, крест надобно обязательно снять и положить в предбанник, а лучше всего положить дома. Этот обычай используют и в наше время, но не из-за старой традиции, а благодаря трезвому уму, потому что предметы из металла в бане распариваются и очень жгут кожу, их заблаговременно убирают.

Крестики делали металлические – серебрянные, золотые, медные. Иногда они были из камня, но камень в бане накаляется и обжигает хуже, чем железо. Еще банник недолюбливал, если те, кто моется, торопятся - нужно ждать от него беды. Поторопившись, можно попутать холодную водичку с кипяточком и присесть на разгоряченную печь.

Существовали также методы банника сделать добрее. Первый метод заключался в том, чтобы преподнести ему кусочек ржаного хлебушка, а на печку посыпать сольку. Следующий – поймать черненькую курицу и, при этом, не ощипывая у нее перья, придушить и зарыть под порогом бани. По всей видимости, этот обряд – что-то схожее с жертвоприношением, цель которого - призвать задобрить потусторонние силушки.

Действенный метод, который помогал найти общий язык с духом бани - не париться на определенные топки: на третью или на седьмую. Настоящая реальная угроза - устрашение задохнуться от угарного газа, которым постепенно наполнялась парная. Хотя народные фантазеры толковали такой запрет по-другому. На седьмой пар банник плещется один, иногда с женой-баннихой, и с детенышами. Поверье учило растопить баньку и уходить по-хорошему, поставив при этом духам кадку ключевой холодной водички и новенький веничек. Здесь-то для этой нечисти раздолье!

Газ, ожоги считались маленькими шалостями в сравнении с тем, что банник смог бы наделать. Баню время от времени превращали в родильный зал. Родильный процесс не происходил в общем доме, на глазах у мужчин, потому женщину на сносях проводили в баньку. Правда, крест у нее никогда не убирали, но и баню в таких случаях так сильно не топили. Женщина не оставалась одна, чтобы ни новорожденный, ни она не попались всяким недобрым существам. Было поверье, что банник и банниха, в особенности те, которые обижены на людей, которые нарушали их запрещенные действия, могли выкрасть ребеночка и заменить на своего детеныша. Такое дитя называлось подменышем.

Сказания о детях, которых подменили, в разной интерпретации есть у разных народностей. Как будто, духи крадут новорожденных и заменяют их своими детьми либо неживыми вещами, на которые наводят колдовство, которое заставляет всех видеть ребенка, например, вместо колоды из дерева.

Ребеночек, которого украли, проживает с нечистыми духами, его воспитывают как одного из них. Подменыша могла ожидать самая разная жизнь. Если это наследник демонов, то он мог жить до зрелых лет, надевая маску человека и быть отличным от него только одним качеством– отсутствием внутри духа. Подменыша вычисляли по таким признакам: ему не хотелось есть, он постоянно болел и капризничал.

Исследователи говорят, что эти сказания возникли не просто так. В средневековье умирало большое количество детей, и, поэтому, смерть ребенка была тяжелым грузом вины для родителей. Для того, чтобы затушить муки совести, они старались успокоить себя тем, что дело не в их плохих генах и здоровье, пренебрежении своим родительским долгом, а духи украли их ребенка и положили им подменыша. Народ думал, что духом, которому заблагорассудится сделать таким образом, был банник.

Существа этого боялись. Хотя абсолютно не значит, что с ним не хотели иметь никакого взаимодействия. Баня считалась лучшим местом для предсказаний. Барышни по большим праздникам, чаще всего в Рождественские Святки, ходили туда попредсказывать на суженого. Потому что, духи знают очень много, даже то, что от человека спрятано, отчегоне поспрашивать? И интересовались хитромудрым методом.

Девушки во время Святок, которые в полночь хотели погадать, собирались малюсенькой группкой, чтобы не было так боязно, подходили к дверцам баньки, которые должны быть приоткрыты, поднимали вверх подол юбок и ждали, когда же банник к ним соизволит дотронуться. Он прикасался к гадающей лохматой рукой — у барышни будет очень состоятельный муж, если голой рукой — нищий, если мокрой — худший выпивоха. Даже не уточнялось, что это рука духа бани, а не соседнего мужчины, который решил похулиганить.

В наше время про банника никто не помнит, может в деревнях, еще сохранивших настоящие баньки, которые стоят на отшибе в кустах черемухи. Уверены, что такой антураж способствует развитию чего-то потустороннего. А городские жители про банника совсем позабыли. Чистая кафельная плитка, которая сверкают чистотой, не сильно располагается, чтобы наша фантазия поместила в помещения ванных старых духов, которые ассоциируются с чистотой, но связанных с плохой силой. Традиционные полтергейсты – совсем другая история, но о ней, дорогой читатель, расскажем как-нибудь в следующий раз.